Социальное положение и финансовые возможности родителей, в том числе и их образование, оказывают большое влияние на уровень умственного развития детей. В связи с этим возникает логичный вопрос: почему так случается, и что можно сделать, чтобы ребенок в будущем смог избежать жизненных "провалов"?
Главным недостатком российской культуры образования является заблуждение, доставшееся нам в наследство из советского и постсоветского периода, согласно которому у каждого из нас есть одинаковые шансы, чтобы чего-то добиться. При этом основным условием достижения поставленных целей принято считать исключительно упорство и трудоспособность каждого отдельно взятого индивида.
Однако современные исследования показали, что большое значение имеет не только упорство человека, то и та среда, в которой он воспитывался. Ведь положительные и отрицательные качества человека, дарованные ему природой, начинают оказывать свое влияние на его будущее уже на первом году жизни.
То есть, социальное положение и финансовые возможности родителей, в том числе и их образование, оказывают большое влияние на уровень умственного развития детей. В связи с этим возникает логичный вопрос: почему так случается, и что можно сделать, чтобы ребенок в будущем смог избежать жизненных "провалов"?
Хорошие школьные оценки начинаются в детском саду
Существует теория о том, что дети, у которых нет дошкольного образования, имеют пониженный уровень подготовки к школе. И эта теория была подтверждена опытным путем. А означает это только одно: дети идут в первый класс почти не подготовленными и уже в начале обучения отстают от своих сверстников. Мало того, это отставание в учебе тянется на протяжении всего учебного процесса в школе.
Исходя из этого, можно сделать вывод: если при подготовке к школе в дошкольном заведении обучать детей по специальным программам, то можно оказать существенное влияние как на общее развитие детей, так и на его готовность к обучению в школе (соответственно, и на уровень академической успеваемости ребенка).
Веское слово ученых
Стремясь выявить зависимость дошкольной подготовки и хороших результатов обучения в школе, ученые провели исследования, в которых приняло участие около 2000 детей, рожденных в 1997 и 1998 годах. Результат исследования получился достаточно неожиданным:
-
- Дети из семей с невысоким уровнем образования, посещая детские садики в последний перед школой год, смогли повысить уровень своей академической успеваемости. При этом дети из семей с хорошим образованием свои результаты почти не изменили.
- Уровень академической успеваемости детей, которые ходили в специализированные или частные дошкольные заведения, и тех, кто посещал самые обыкновенные детские сады, не имеет различий.
При этом разница в уровне подготовки к школе у детей из необразованных и образованных семей, которые ходили в дошкольные заведения, очень маленькая. И наоборот, ребята, не ходившие в дошкольные заведения, показали совершенно противоположные результаты. При этом дети из необразованных семей показывают отрицательные результаты в процессе всего обучения.
Проводя свой эксперимент, ученые не забывали учитывать и другие факторы: пол ребенка, вес во время рождения, финансовое положение, возраст родителей и прочие.
Отсутствие образования не должно передаваться по наследству
Ознакомившись с полученными итогами исследований, можно сделать следующий вывод: посещение дошкольного учреждения оказывает положительное влияние на уровень подготовки ребенка к школе и его академическую успеваемость, особенно в том случае, если это ребенок из необразованной семьи.
Другими словами, если родители в свое время не смогли получить хорошего образования, но мечтают о том, чтобы их дети имели больше шансов на достижение успехов в жизни, то им просто жизненно необходимо позаботиться о хорошей дошкольной подготовке своего ребенка. Для детей, родители которых имеют образование и отличаются высоким уровнем умственного развития, необходимость в дошкольной подготовке не столь критична, поскольку при определенном старании мамы и папы могут подготовить своего ребенка к школе самостоятельно.