За разработку специальных игр, их систематизацию и системное внедрение в обучающие программы в современных образовательных организациях отвечает игромастер. Конечно же, эта специальность еще не стала популярной и для обучения ее азам только предстоит разработать программы и методики, но уже ясно, что за ней – будущее.
В начале века внедрение компьютеров в образовательный процесс воспринималось как неординарное событие и педагогами, и родителями, и учениками. Приходилось осваивать азы компьютерной грамоты. А о возможностях использования современной техники все участники образовательного процесса имели очень смутное представление.
Сегодня же любой ребенок, еще не зная азбуки, и даже не умея говорить, с легкостью справляется с любой игровой приставкой, самостоятельно находит любимое игровое приложение в смартфоне родителей, уверенно и увлеченно нажимает кнопки, постигая и компьютерную грамоту, и азбуку, и арифметику в игре.
Другими словами, компьютерные игры стали неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса. И вполне естественно, что у общества возникла потребность в профессионале, который бы умел правильно внедрять игры в обучающий процесс.
И такая профессия появилась – за разработку специальных игр, их систематизацию и системное внедрение в обучающие программы в современных образовательных организациях отвечает игромастер. Конечно же, эта специальность еще не стала популярной и для обучения ее азам только предстоит разработать программы и методики, но уже ясно, что за ней – будущее.
Кто такой игромастер?
Игромастер – педагог, владеющий не только знаниями предмета и методикой его преподавания, но и IT-специалист, умеющий моделировать игровые ситуации, визуализировать их с помощью современных технологий, подавать в игровой форме, в соответствии с возрастными особенностями обучаемой аудитории. Игромастер может владеть теми же, традиционными знаниями учителей-предметников, но обязательно в совершенстве освоить все нюансы подачи материала в интересной игровой форме.
Объяснить значение и основные задачи профессии "игромастер" можно было бы с помощью этимологии, но у этой специальности нет абсолютно точного определения. Поэтому лучше начать с самого начала.
Не секрет, что игра стимулирует познавательный интерес с первых дней жизни у каждого ребенка. При этом развивающие игры и игрушки уже давно нельзя назвать открытием в педагогике – эта форма обучения используется с тех пор, когда еще не было дано точного определения таким понятиям, как педагогика и педагог. С развитием компьютерных технологий появилась возможность "оживить" игрушки, благодаря чему у педагогов появилась возможность активизировать образное мышление, которое является мощным двигателем в обучающем процессе.
С другой стороны, реалии сегодняшней системы обучения и воспитания таковы, что учитель уже не является основным источником знаний, так как их можно получить, благодаря IT-технологиям, из виртуальных источников.
Но для системного обучения по-прежнему необходим руководитель, который, владея методиками обучения, сможет предложить учащимся развивающие и обучающие игры, разработанные и выстроенные в необходимом направлении и в последовательности, определенной учебной программой. Именно таким руководителем и является игромастер.
В "Атласе новых профессий" написано, что игромастер – это специалист по созданию и проведению обучающих игр. То есть, в этой профессии сплелись воедино сразу несколько специальностей: и педагог, и психолог, и методист, и разработчик обучающих игр.
Отметим, что обязанности игромастера мало чем отличаются от обязанностей современных педагогов. Это:
- планирование – по сути, составление обучающей программы по классической схеме, от простого – к сложному;
- организация игрового процесса (урока);
- управление процессом для достижения поставленной цели.
Кроме того, в ходе игры игромастер (игропедагог) должен также моделировать и контролировать игровую деятельность, чтобы достичь усвоения знаний в процессе игры.
Какими личностными качествами должен обладать игромастер?
Педагог будущего должен обладать предрасположенностью к творчеству в большей степени, чем современные учителя или даже самые выдающиеся педагоги прошлого. Одновременно с этим игропедагогу все также необходимы качества, присущие представителям других педагогических специальностей:
- любовь к детям;
- преданность профессии;
- увлеченность;
- способность и желание постоянно повышать свой профессиональный уровень;
- интуиция, умение слушать и понимать учеников;
- справедливость, доброта и другие нравственные качества.
Чтобы создать увлекательную обучающую игру, которая поможет достичь поставленной цели, каждый игромастер в душе должен быть ребенком, но при этом оставаться взрослой и зрелой личностью, чтобы уметь предвидеть результат, осознавать степень своей ответственности за будущее своих учеников.
Преимущества профессии игромастер
Конечно же, высокий уровень знаний игромастера или игропедагога – профессиональная обязанность. Но одновременно с этим это и преимущество для каждого человека, в совершенстве овладевшего специальностью. Знания – бесценный багаж, который всегда необходим в жизни. Учитель – уважаемая профессия во все времена.
Если морального удовлетворения не достаточно, или, по каким-то объективным причинам игроучитель решит попробовать свои силы в другом направлении, то полученные знания он сможет применить:
- в разработке обучающих и развивающих игр, создании методик и рекомендаций, занимаясь только теоретическими вопросами;
- как творческая личность, игромастер сможет найти применение своим знаниям в сфере шоу-бизнеса и, тем самым, существенно увеличить уровень своих доходов;
- заняться индивидуальной деятельностью и оказывать услуги в сфере педагогики и психологии, разрабатывать собственные программы и игры, работая индивидуально;
- знание IT-технологий и творческие способности – отличная база для овладения профессией художника-мультипликатора.
И это далеко не полный перечень, поскольку учитывая обширный круг знаний и навыков, сфер применения полученных знаний для игромастера вполне достаточно.
Нельзя также забывать о том, что специальность "игромастер" находится в списке профессий будущего. А это значит, что потребность в таких специалистах с каждым годом будет только возрастать.
Недостатки профессии игромастер
Так же, как и профессия педагога, работа игромастера требует непрерывного общения с детьми, постоянного эмоционального напряжения, что может быть причиной стрессов, нервного переутомления. Игромастер, работая в коллективе, должен быть постоянно готов к немедленному разрешению внезапных конфликтных ситуаций.
Кроме постоянного эмоционального напряжения, специфика работы предполагает постоянное напряжение зрения, ограничение физических движений, в связи, с чем нужно постоянно уделять внимание физическому здоровью.
К сожалению, на сегодняшний день профессия педагога, несмотря на свою высокую социальную значимость, является одной из самых низкооплачиваемых. Остается только надеяться, что специальность, которая вполне может заменить педагога в будущем – игромастера – будет оценена высоко и в материальном выражении. Пока же специалистам приходится работать преимущественно на голом энтузиазме и самопожертвовании.
Где можно получить профессию игромастер?
Основными знаниями для игромастера, по-прежнему, остаются педагогика, психология, знания учебной дисциплины и методики ее преподавания. Естественно, что овладеть основной профессией можно в любом педагогическом ВУЗе или университете. Также можно начать освоение профессии в педагогическом колледже, где будущий игромастер имеет возможность получить не только знания, но и первый практический опыт, так как в средних специальных заведениях больше внимания уделяется практическим занятиям.
Кроме перечисленных дисциплин игромастеру понадобится уверенное владение компьютерными технологиями, что предполагает получение дополнительного технического образования.
На сегодняшний день в ТОП-5 лучших высших учебных заведений, где можно получить профессию игромастер входят:
- МПГУ, Факультет дошкольной педагогики и психологии;
- ЛГУ им. А. С. Пушкина, факультет физической культуры и спорта;
- МГОГИ, г. Москва, психолого-педагогическое образование;
- Ур ПГУ, г. Екатеринбург, управление социальной работой и правоведение;
- КГПУ, г. Красноярск, русский язык и иностранный язык, филологический факультет.
Выбирая ВУЗ и специальность, желательно обратить внимание на возможность одновременного обучения по одной из компьютерных дисциплин.
Источники изображений: postupi.online, news.tpu.ru, kbcity.kg