Желая лучшей жизни своим детям, современные родители стараются непременно "протолкнуть" своего ребенка в институт, чтобы ему не пришлось "добывать хлеб тяжелым трудом". Именно такой стереотип и родительская любовь мешают получить правильное представление о современных рабочих профессиях и выбрать настоящее дело по душе. Мы предлагаем вам по-новому взглянуть на "престижность" рабочих специальностей и узнать, что делает правительство для их популяризации.
Люди старшего поколения, родители сегодняшних выпускников школ, техникумов и ВУЗов помнят времена, когда образ человека рабочей профессии на агитационных плакатах создавался при помощи простого, ручного или механического набора инструментов. Многие из них начинали трудовую карьеру у обычного механического станка, построенного еще в начале эпохи индустриализации. Сложившийся стереотип о людях рабочей специальности прочно удерживается памятью, как о непрестижном, физически тяжелом труде.
Желая лучшей жизни своим детям, современные родители стараются непременно "протолкнуть" своего ребенка в институт, чтобы ему не пришлось "добывать хлеб тяжелым трудом". Именно такой стереотип и родительская любовь мешают получить правильное представление о современных рабочих профессиях и выбрать настоящее дело по душе. Мы предлагаем вам по-новому взглянуть на "престижность" рабочих специальностей и узнать, что делает правительство для их популяризации.
Немного истории: профтехобразование вчера
Появившиеся на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков ремесленные училища стали настоящим прорывом в сфере образования аграрной России. Туда устремились молодые люди, желающие получить хоть какое-то образование и влиться в городскую жизнь. Отметим, что стремление стать городским жителем было достаточно сильным стимулом для того, чтобы получить рабочую профессию.
Но наступила другая эпоха: всеобщая безграмотность была побеждена в период развитого социализма, и молодежь начала покорять ВУЗы страны, количество которых в СССР, в послевоенные годы, увеличивалось с каждым днем. Престиж рабочих профессий стал постепенно снижаться. В конце восьмидесятых годов прошлого века обучение в средних профессиональных училищах достигло максимально низкого уровня. Во многом это были издержки советской системы образования. Выпускниками средних школ, которые не особо стремились получить хорошие знания, заполняли свободные места в ближайших училищах.
Бывшие нерадивые школьники "досиживали" до своего совершеннолетия за партами, приобретая "хоть какую-то рабочую профессию" и получая одновременно аттестат об обязательном среднем образовании, который, конечно же, не давал никакой возможности для дальнейшего обучения и карьерного роста. Престиж рабочей профессии и обучение в профессионально-технических училищах опустились до самой низкой отметки за всю историю своего существования почти одновременно с началом распада СССР.
Но не стоит в падении престижа рабочей профессии обвинять только социалистическую систему образования, которая, кстати, до сих пор признается одной из лучших по качеству знаний. Такая тенденция долгое время сохранялась и в развитых капиталистических странах, вплоть до наступления современной эпохи совершенствования технологий.
Что изменилось?
Современные промышленные предприятия оборудованы сложнейшими электронными приборами. Тяжелую работу выполняют роботы. Рынок труда стал более требовательным к качеству знаний молодых специалистов, поступающих на работу на промышленные предприятия. Для управления сложнейшей техникой сейчас требуются люди, имеющие достаточно высокий уровень знаний.
Это в корне изменило отношение как к людям рабочих профессий, так и к требованиям, имеющим отношение к уровню подготовки специалистов. Само время и развитие технического прогресса подтолкнуло к идее возрождения престижа средних профессиональных учреждений, уважительному отношению к рабочей профессии.
Так в 2012 году зародилось международное некоммерческое движение "WorldSkills", главной целью которого стала работа в области развития профтехобразования до уровня мировых стандартов, гармонизация образовательного процесса и развитие системы образования в средних профессиональных учебных заведениях. Чемпионат мира по профессиональному мастерству проводится каждые два года, и команда из России принимала участие в нем уже три раза.
В этом году наши профессионалы подтвердили свое лидерство сразу в шести профессиях: веб-разработки, сетевое и системное администрирование, ИТ-решения для бизнеса, ювелирное дело и экспедирование грузов. Кроме того, российская сборная заняла первое место в общекомандном зачете. Не посрамили честь российских рабочих и наши школьники, которые завоевали три золотые медали на соревнованиях JuniorSkills, проходивших в рамках WorldSkills.
Кстати, следующий чемпионат мира по профессиональному мастерству будет проходить в 2019 году в России.
Какие меры принимаются в России для поднятия престижа рабочих профессий?
Движение WorldSkills получило широкую поддержку во всем мире. Забота о рабочих кадрах и о престиже рабочих профессий нашла отклик и в системе образования РФ. Работая в этом направлении, МОН РФ в 2016 году создало более семи тысяч региональных площадок: в центрах компетенций в настоящее время обучается две тысячи будущих рабочих. Для них созданы все необходимые условия. Практику учащиеся проходят в условиях современных промышленных предприятий.
В министерстве образования и науки уже составлен список наиболее востребованных рабочих профессий. В соответствии с этим списком открыт набор учащихся по пятидесяти профессиям, пользующихся первоочередным спросом. При этом программа обучения предусматривает, что современные рабочие – это преимущественно специалисты в области управления электронными системами и системные администраторы, специалисты по робототехнике, применяемой в различных отраслях.
Более 1000 колледжей сегодня работают в 74 регионах страны, и в них готовят специалистов по ведущим рабочим специальностям. Престиж рабочей профессии в России вырос на 14% по сравнению с прошлым годом, как объявила О. Васильева, министр МОН РФ на заседании Совета Федерации. Все большее число бывших выпускников выбирает рабочую профессию, что соответствует запросам бизнеса и в целом экономической стратегии государства.